Untitled

МАЙЯ


Untitled

В МЕКСИКЕ НАЙДЕНА НЕТРОНУТАЯ ГРОБНИЦА ПРАВИТЕЛЯ МАЙЯ


По материалам СМИ и информационных агентств; Александр Смирнов
Первые упоминания о культуре майя относятся к периоду примерно 3000-летней давности

Первые упоминания о культуре майя относятся к периоду примерно 3000-летней давности. Однако наивысшего могущества этот народ достиг между 300 и 900 годами н. э., после чего неожиданно исчез.

 

В МЕКСИКЕ НАЙДЕНА НЕТРОНУТАЯ ГРОБНИЦА ПРАВИТЕЛЯ МАЙЯ

 

В древнем городе майя Паленке в Мексике обнаружена новая нетронутая гробница одного из правителей этого народа. Ученые говорят, что находка может помочь приоткрыть завесу тайны, которая окутывает жизнь этой цивилизации, обитавшей в Южной Америке до прибытия Колумба. Весной место погребения предстоит исследовать более подробно.
Немецкие, американские и мексиканские исследователи под руководством Николая Грубе, сотрудника Боннского университета, смогли бросить первый взгляд в гробницу через щель в потолке. Археологи предполагают, что похороненный там правитель - это Читам Первый, правивший городом Паленке в период между 529 и 565 годами н. э.
Первые упоминания о культуре майя относятся к периоду примерно 3000-летней давности. Однако наивысшего могущества этот народ достиг между 300 и 900 годами н. э., после чего неожиданно исчез.

Примерно восемь лет назад Николай Грубе и его коллега Симон Мартин озвучили теорию, согласно которой высокоразвитая культура майя могла сама уничтожить себя. По этой теории, в мире майя было два центра силы - Тикаль и Калакмуль, которые вели между собой войну. Когда в 711 году Тикаль наконец окончательно одолел своего заклятого врага, это одновременно стало и концом всей цивилизации, поскольку уцелевшие политические структуры больше не могли удерживать вместе такую огромную империю. В итоге джунгли поглотили некогда могучую цивилизацию.

Однако до сих пор отсутствует многие фрагменты, составляющие мозаику истории майя. Нынешние знания ученых базируются главным образом на открытиях, сделанных благодаря обнаружению могилы короля Пакаля, правившего с 615 по 683 год нашей эры. По его приказу был сооружен мавзолей, который увековечил историю города Паленке.
Могила Читама Первого стала вторым захоронением, которое удалось обнаружить ученым, и они надеются, что благодаря ему будет сделан качественный скачок в понимании истории этого древнего народа.

 

ПЛЕМЕНА МАЙЯ УБИЛА ВЕЛИКАЯ СУШЬ, СЧИТАЮТ ИССЛЕДОВАТЕЛИ

 

Наиболее тщательное изучение почвенных отложений в Центральной Америке указывает на то, что как минимум одним из важнейших факторов, способствовавших гибели цивилизации Майя, была серия крайне засушливых периодов. Об этом свидетельствуют пробы осадочных пород в бассейне Кариако, к северу от Венесуэлы. В слоях, относящихся к 810, 860 и 910 году нашей эры, ученые обнаружили резкое понижение содержания титана - металла, который является индикатором дождливых периодов. Дождевая вода вымывает этот металл с суши в море, где он залегает на дне. Чем больше дождей, тем выше его концентрация в морских отложениях.

Различие в концентрациях титана, если сравнивать слои, относящиеся к влажным и засушливым периодам, составляет порядка 30%. Как выяснилось, 810, 860 и 910 годы были особенно засушливыми, при этом, по сообщению швейцарского ученого Геральда Хауга (Gerald Haug), довольно сухим было все IX столетие.

Впрочем, многие ученые не согласны с тем, что климатическое объяснение - единственное. Цивилизация Майя на пике своего развития сосредоточилась в трех городах, и численность населения в 8 веке нашей эры достигла 15 миллионов человек. Видимо, сказалось также перенаселение и экономические факторы. При этом самый северный город Чичен-Ица оставался обитаемым до XIII столетия, при том что находился в наиболее засушливом районе.

 

НАЙДЕНЫ КРУПНЕЙШИЕ ПАМЯТНИКИ МАЙЯ

 

Группа гватемальских и американских археологов, ведущих раскопки в двухстах километрах к северу от столицы Гватемалы на месте, где когда-то находился дворец правителя индейцев майя, обнаружила два больших каменных алтаря. По мнению специалистов, они относятся к VIII веку нашей эры и могут пролить свет на последние годы существования некогда могущественного царства.

Из-под руин дворца Канкун, в котором насчитывалось свыше двухсот каменных помещений и одиннадцать "площадей", ученые извлекли за последние годы немало различных предметов материальной культуры майя. Но впервые обнаружены каменные алтари такого размера: 225- килограммовый гигант и другая плита весом в 45 килограммов. Обе они украшали дворцовый зал, предназначенный для королевских церемоний, и были испещрены иероглифическими знаками и резными изображениями, посвященными царю Тадж Чан Акху.

На меньшем камне он запечатлен принимающим вассала в своей второй столице - городе Мачакилла в сорока километрах к северу от Канкуна. Ученые полагают, что алтари относятся к концу VШ века, когда цивилизация майя клонилась к закату. Однако правителю Тадж Чан Акху благодаря хитрой внешней политике и династическим бракам удалось не только удержать власть, но и расширить ее. Центром политической жизни и был дворец Канкун, построенный в период 765-790 годов.

Нынешняя находка каменных плит уже третья по счету. Впервые археологи раскопали небольшой алтарь в 1905 году. Он находится в Национальном музее археологии Гватемалы. Второй вскоре после поднятия на поверхность в 2001 году был похищен, и лишь осенью прошлого года его обнаружили агенты сыска. Нынешняя находка, по мнению ученых, представляет особую ценность. Как заявил эксперт по письменности древних индейцев Федерико Фазен, это – самое заметное открытие в истории майя, когда-либо сделанное в Гватемале.

 

АЦТЕКСКИЙ ОРЕЛ

 

"Честно говоря, мы, мексиканцы, испытываем некоторую ревность оттого, что письменность народа майя была расшифрована не нашими учеными, а российским этнографом и лингвистом Юрием Кнорозовым", - признался в разговоре с автором этих строк заместитель директора библиотеки Музея антропологии и истории Мексики Хосе Гуадалупе Мартинес Гарсия. "Однако, - добавил историк, получивший образование в Москве в Университете дружбы народов, - это нисколько не умаляет заслуг российского ученого. Он сделал свое открытие, основываясь только на копиях, никогда до этого не бывая в Мексике. Кроме того, предложенный им метод - единственно верный, позволяющий эффективно находить решения проблем дешифровки иероглифического письма".

Хосе Гуадалупе Мартинес Гарсия показывает мне подлинник манускриптов индейского племени миштеков - длинную "гармошку" с затейливыми знаками и фантастическими цветными рисунками, бережно разложенную на трехметровом столе в хранилище библиотеки. Как же Юрию Кнорозову, "невыездному" этнографу из Советского Союза , удалось сделать то, чего не смогли добиться ученые других стран, имевшие доступ к оригиналам письменных источников и археологическим находкам и годами проводившие полевые практики в краю майя?
Как известно, почти все рукописи этого древнего народа были уничтожены испанцами. Осталось только четыре манускрипта, которые хранятся в Испании, Германии, Франции и США. Еще существуют надписи на стелах в руинах городов майя на территории юго-восточной Мексики, Гондураса и Гватемалы. Российский лингвист дешифровал иероглифы, основываясь на текстах двух книг: "Сообщения о делах в Юкатане" францисканского монаха ХVI века Диего де Ланды и "Кодексов майя".

До сих пор остается загадкой, как сразу после Великой Отечественной войны к Кнорозову попали эти издания. По одной из версий, они находились в ящиках, спасенных из горящей библиотеки в Берлине советскими офицерами. После войны этнограф Кнорозов увлекался шаманскими практиками в Казахстане, когда ему на глаза попалась статья одного немецкого исследователя, который утверждал, что дешифровка письма майя - проблема неразрешимая. Эта публикация резко изменила научные планы исследователя. "То, что создано одним человеческим умом, не может не быть разгадано другим", - считал Кнорозов. Переведя со староиспанского языка на русский "Сообщение о делах в Юкатане", ученый понял, что алфавит, записанный францисканским монахом, является ключом к дешифровке иероглифических рукописей майя. После этого была защита кандидатской диссертации, которая сразу же была признана докторской, и международное признание.

Но в краю народа майя, создавшего в 1 веке н.э. высокую цивилизацию, великому дешифровщику удалось побывать лишь в 1990 году. Правительство Гватемалы организовало Кнорозову посещение всех наиболее ярких археологических достопримечательностей страны и отметило заслуги ученого вручением ему Большой Золотой медали. Затем, начиная с 1995 года, последовали поездки в Мексику по приглашению Национального института антропологии и истории и награждение Кнорозова серебряным орденом Ацтекского Орла. Его не стало 30 марта 1999 года незадолго до выхода в свет в Мексике трехтомного издания под названием "Дешифровка, Каталог и Словарь Шкарет Юрия Кнорозова", обобщающего труды ученого. В 2002 году в Музее антропологии и истории Мексики прошла выставка, посвященная российскому этнографу и лингвисту.

В этом году в Автономном университете штата Чьяпас (на юге Мексики) планируется открыть кафедру имени Ю.В.Кнорозова. В библиотеке Музея антропологии и истории Мексики я нашла книги Юрия Кнорозова как на русском, так и на испанском языке. Возможно, тот факт, что дешифровка письма майя была осуществлена российским ученым и задевает гордость мексиканцев, но, судя по библиотечному формуляру, к его работе "Письменность индейцев майя" (причем, на русском языке) местные исследователи обращаются довольно часто.

 

 © 2000-2004 Национальная, русско-американская газета "Русская Америка"
ВНИМАНИЕ! Данная ИНТЕРНЕТ-страница защищена законами США об авторских правах и международными соглашениями. Незкаонное воспроизведение, или распространение частей и элементов данного сайта влечет гражданскую и уголовную ответсвенность.